25 февраля 2025 г. в библиотеке-филиале №18 продолжил свою работу марафон кинофестиваля «Навстречу Великой Победе», посвященный приближающейся знаменательной дате – 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. На встрече присутствовали учащиеся МОУ Гимназии №8 Красноармейского района города-героя Волгоград.
Cотрудник ДУТК А.А. Лапикова рассказала присутствующим об исторических местах на трассе Волго-Донского судоходного канала, связанных с победой советского народа в гражданской войне, победой в Сталинградской битве и победой в Великой Отечественной войне.
Триумфальные арки
Триумфальные арки олицетворяют своим воплощением победу советского народа в революции, победу в Сталинградской битве и победу в Великой Отечественной войне. Архитекторы придали аркам стройность и выразительность. И еще одно дополнение – арка, всегда являющаяся сугубо декоративным сооружением, впервые приобрела утилитарное назначение – в ней размещены механизмы управления шлюзов.
Величие исторических побед отражено в триумфальных арках на входных шлюзах канала, в скульптурно – декоративных элементах зданий шлюзов, а также барельефах и горельефах, посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Первый шлюз, так называемые «ворота канала», архитекторы создали в виде триумфальной арки высотой 40 метров. Она завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративные скульптурные композиции в форме знамен.
Маяк на Сарпинском полуострове
При входе в подводящий канал на Сарпинском полуострове установлен 25-ти метровый маяк, указывающий путь судам, идущим к первому шлюзу. При защите Царицына и обороне Сталинграда здесь героически сражались моряки Волжской военной флотилии. Под непрерывным вражеским обстрелом, нескончаемой бомбежкой они обеспечивали переправу наших войск через Волгу, перевозили продукты питания, боеприпасы, раненных и больных, поддерживали огнем своих пушек и пулеметов наступление наших частей.
Подвиги моряков навсегда останутся в народной памяти. Надпись на стене маяка гласит: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918 – 1919) – Сталинград (1942 – 1943)».
Шлюз №4
В районе расположения шлюза №4 в августе 1942 года советские войска нанесли крупное поражение танковой армии немецко-фашистских войск, пытавшихся прорваться к Сталинграду. В память героического подвига воинов на левом берегу канала у шлюза №4 установлен обелиск с надписью: «Здесь в упорных боях в августе 1942 года доблестные советские войска нанесли крупное поражение танковой армии немецко-фашистских войск, пытавшихся прорваться к Сталинграду».
Долина смерти
Так называется равнинное место между Чапурниками и Ивановкой, где 21 августа 1942 года состоялось ожесточенное сражение. В братских могилах на территории Малых и Больших Чапурников захоронено более тысячи советских воинов. У автомобильной трассы установлен знак-пирамида, обозначающий внутренний оборонительный рубеж. Шесть знаков «противотанковые ежи» по линии окопов передовых советских частей напоминают о тех далеких событиях. В Чапурниковской школе действует музей боевой славы 15- гвардейской и 422 стрелковой дивизий, стоявших насмерть в «долине смерти».
«Пирамида» – оборонительный рубеж
Шлюз №7
В районе шлюза №7 красноармеец, комсорг взвода разведки 434-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 57-й Армии Иван Михайлович Карханин с группой бойцов в ночь с 7 на 8 ноября 1942 года был послан с заданием разведать передний край противника и захватить «языка». Внезапно по разведчикам открыл огонь вражеский пулемет. Ценой жизни Иван Карханин закрыл своим телом огнедышащее жерло дзота, обеспечив выполнение боевой задачи. В 1981 году на шлюзе №7 была установлена мемориальная доска. Братская могила воинов, в которой захоронен и Иван Карханин, находится на противоположной от шлюза стороне — у поселка Солянка.
Шлюз №10
На подходе к шлюзу №10 установлен многофигурный памятник в честь героев Гражданской и Великой Отечественной войн. За причальной эстакадой шлюза на высоких постаментах, облицованных серым гранитом, стоят бронзовые бюсты героев Гражданской войны с надписями, посвященными революционерам: Н.А. Рудневу, Ф.А. Артему(Сергееву), А.Я. Пархоменко. На фасаде здания верхней головы шлюза установлены две памятные доски с надписями. За десятым шлюзом лежит зеркало Береславского водохранилища. Когда-то это была долина реки Червленой. В 1942-1943 годах здесь шли кровопролитные бои. Во время строительства Волго-Дона Береславский строительный район являлся одним из самых крупных на канале.
Шлюз №13
Шлюз № 13 – последний шлюз перед выходом в Дон – выполнен в виде триумфальной арки высотой 30 метров. Здесь 23 ноября 1942 года произошло соединение подвижных ударных группировок войск Юго-западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с Донским фронтом, чем было завершено окружение и последующий разгром 330-тысячной группировки фашистских войск. Здесь замкнулся знаменитый «Сталинградский котел» и решилась судьба Второй мировой войны. В честь этого события непосредственно у выхода из шлюза №13 установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов» скульптура Е.В. Вучетича.
Шлюз №14
Шлюз №14 представляет собой монументальную арку высотой 30 м. Арка перекрыта фронтоном с аттиком, который завершен четырьмя чугунными скульптурными композициями. Недалеко от арки шлюза №14 построен монумент в честь соединения пяти морей. Он выполнен в виде ступенчатого постамента со скульптурными изображениями носовых частей корабля. Автор монумента: скульптор С.Н.Волков.
Шлюз №15
Сооружения шлюза №15 завершают архитектурный ансамбль Волго-Донского судоходного канала со стороны Дона. Здания управления шлюза №15 представляют собой две башни высотой 30 м, которые увенчаны 8-метровыми скульптурами донских казаков на конях. Обелиски созданы скульптором Г.И. Мотовиловым для увековечения подвигов Красной армии в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Завершилась встреча просмотром фильма «Учиться у победителей» режиссера В.А. Сороколетовой, посвященного ветеранам войны и труда, строителям и эксплуатационникам, одного из самых выдающихся гидротехнических сооружений XX столетия – Волго-Донского судоходного канала.