В историческом зале музея диорама Дубовской переволоки сразу переносит нас на много веков назад (в 1636 г.). Немецкий путешественник Адам Олеарий, наблюдая переволоку, сделал зарисовку, которая стала классической. На ней изображена Дубовка – в то время небольшой, но процветающий городок. В Дубовке велась оживленная торговля, ведь именно здесь торговые караваны греков, арабов, турок и многих других народов разгружали товар, большие суда разбирали, а легкие вместе с грузом ставили на дубовые колёса, впрягали волов, поднимали парус и начинали свой нелегкий путь через волго-донскую степь.
Доказательство оживленных торговых отношений – якорь 14 века, найденный в русле старой Волги и использовавшийся в те далекие времена на галерах. Может быть, он прибыл к нам на судне какого-нибудь венецианского или генуэзского купца… Интересно, а почему он оказался в Волге, что произошло в тот далекий день? Набег степных кочевников или кораблекрушение? Этот молчаливый свидетель хранит много тайн, как, впрочем, и вся история Волго-Донского междуречья…
В этом же зале имеются первые проекты соединения Волги и Дона, схемы и документы, рассказывающие о неоднократных попытках строительства канала при Петре I.
Уникальная рельефная карта из гипса (1885 – 1886 гг.) – проект француза Леона Дрю. Карта проделала долгий путь и, пережив блокаду, была найдена в подвале Ленинградского Института водного транспорта.
Почетное место занимает экспозиция профессора Пузыревского Н.П. с его проектом 1912 г. соединения Волги и Дона и материалами описания русских рек и их судоходных условий.
В этом же зале отражена история Второй Мировой войны и Легендарного Сталинградского сражения 1942-1943 гг. на будущей территории Волго-Донского судоходного канала. Представлены документы, награды, вещи времен войны, фронтовые письма и фотографии.