Как утверждают археологи, еще в VII веке до н.э. скифы, населявшие плодородные степи севернее Черного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел.
О соединении двух великих рек мечтали Александр Македонский и князь Игорь, турецкий султан Сулейман и его сын Селим II.
Но лишь в 1696 г. Петр I решил соорудить канал между Волгой и Доном. Проект был одобрен Парижской академией наук. В Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится русско-голландская карта, по которой планировалось копать канал между Волгой и Доном, используя их притоки – Камышинку и Иловлю. Начались работы землекопов, но в 1701 г. началась многолетняя война со Швецией, и Петр I был вынужден приостановить строительство.
В 1866 г. французский инженер Леон Дрю предложил свой проект канала, по которому Дон и Волга должны были соединиться напрямую. Также новшеством плана было то, что питание трассы предполагалось при помощи насосных станций.
Итак, интерес к каналу то появлялся, то исчезал. И вопрос о соединении Волги с Доном время от времени приобретал актуальность.
В 1911 г. русский ученый-гидротехник профессор Н.П. Пузыревский предложил новый, хорошо обоснованный проект соединения двух рек между Царицыным и Калачом. Этот проект впоследствии был взят за основу советскими учеными-гидротехниками.
В общей сложности было составлено более 22 проектов Волго-Донского соединения, но из-за существенных недостатков у них не было будущего.
Наконец, в 1940 г. составление проектного задания было поручено коллективу проектировщиков Главгидростроя, создавших к этому времени проекты Беломоро-Балтийского водного пути, канала им. Москвы и других крупных гидротехнических сооружений.
Развернувшиеся работы по Волго-Дону были прерваны Великой Отечественной войной. Но уже в 1943 г., после победы наших войск под Сталинградом, когда был ясен исход войны, в разрушенный Сталинград приехала группа исследователей-проектировщиков под руководством С.Я. Жука.
После изыскательских работ в 1948 г. началось грандиозное строительство канала от Волги до Дона.
За три с половиной года Волго-Донской судоходный канал длиной в 101 км был построен и введен в эксплуатацию.
Было возведено 96 гидротехнических сооружений, из них 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 22 судоходных канала, 3 плотины, 17 дамб, 6 поселков для обслуживающего персонала.
Было вычерпано 150 млн. кубометров земли и уложено 3 млн. кубометра бетона. Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, скреперы, бульдозеры, самосвалы.
В строительстве канала было задействовано 700 тысяч наемных рабочих, 236 тысяч советских заключенных и около 100 тысяч военнопленных 26 национальностей.
31 мая 1952 года между первым и вторым шлюзом произошло историческое соединение Дона и Волги, а 27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала. Торжественный митинг, который проводился у подножия монумента И.В. Сталина, открывал Министр речного флота СССР, представитель Совета Министров СССР З.А. Шашков.
В настоящее время Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» обслуживает 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея, и построенные на них в разные годы гидротехнические сооружения.
Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском судоходном канале – 245 суток. Ежегодно по каналу пропускается около 7000 судов грузоподъемностью до 5 тысяч тонн и перевозится 8-9 млн. тонн грузов.
Волго-Донской судоходный канал – единый архитектурный ансамбль. Основой архитектурного замысла явилась идея величия исторических побед советского народа в Царицынско-Сталинградских боях, которая отражена в триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах канала, в скульптурно-декоративных элементах зданий шлюзов, а также в монументах и барельефах, посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн.